СТАТУС БЕЖЕНЦА. УБЕЖИЩЕ, ГУМАНИТАРНАЯ ЗАЩИТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Когда Вы обращаетесь за предоставлением убежища в Великобритании, Вы просите власти признать Вас беженцем в соответствии с положением международного права под названием «Конвенция Организации Объединенныъх Наций о статусе беженцев 1951 года». Попадаете Вы или нет под право на защиту в соответствии с Конвенцией о беженцах, зависит от наличия у Вас «обоснованных опасений преследования» по причине Вашей расовой принадлежности, религиозных взглядов, национальной принадлежности, принадлежности к определенной социальной группе или приверженности определенным политическим взглядам.
У Вас также могут быть другие гуманитарные или убедительные причины остаться в Великобритании, в силу которых отклонение ходотайства о предоставлении убежища может нарушить Ваши права человека по Европейской Конвенции о правах человека (European Convention on Human Rights – ECHR). Специалисты нашей организации смогут объяснить Вам, распространяется она на на Вас счет или нет. Законодательство в области предоставления убежища и обеспечения прав человека сложнее. Поэтому для Вас очень важна помощь нашего юриста. После подачи заявления о предоставлении убежища органы власти начинают относиться в Вам как к «лицу, добивающемуся предоставления убежища».
Является ли убежище иммиграционной программой ? Это спорный вопрос. Убежище позволяет Вам получить разрешение на временное проживание в Великобритании. По истечению определенного срока (обычно 5 лет) Вы можете получить разрешение на безвременное пребывание на территории страны (ПМЖ).
Обращение за статусом беженца часто практикуется жителями бывших республик СССР. Это наиболее демократический вид иммиграции. Эта программа является одной из самых сложных. Многие слышали об этой программе, но не имеют четкого представления о сути и особенностях этого процесса. А из-за большого количества легенд, слухов и домыслов, на сегодняшний день получить объективную информацию по данной проблеме практически невозможно...
Если в советский период получение гуманитарного статуса беженца было достаточно формальным и легким процессом (статус получали не только великие Нуриев, Барышников, Ростропович, но и простые инакомыслящие), то сейчас получение статуса беженца является непростой юридической процедурой. Прежде всего, сложности в получении статуса связаны с огромным количеством людей, примкнувших к нестройной когорте настоящих беженцев.
Сложность и интерес с точки зрения юристов, занимающихся иммиграцией, является то, что человек должен доказать ряд особо важных моментов. Как указывалось выше, в соответствии с Конвенцией 1951 года, а так же иных нормативных актов ООН, УВКБ ООН (управление Верховного комиссара по делам беженцев), беженцем является лицо, которое в силу вполне обоснованных причин стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности или происхождения и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких причин. Но само понятие «беженец», это не статическое понятие и оно постоянно развивается, т.к. изменяется жизнь не только отдельного человека, но и государства и мирового сообщества вцелом, а значит и еще не раз будет изменено толкование этого понятия.
В связи с указанным понятием можно сделать вывод, что беженец это лицо, которое:
- Находится вне государства своей гражданской принадлежности или происхождения;2. Не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие обоснованных причин стать жертвой;3. Этими причинами являются его раса, вероисповедание, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе, политических убеждений;4. Сами преследования должны исходить не просто от обычных людей, а от государственных органов власти и управления, т.е. от людей, находящихся на службе в этих органах.
Все это надо доказать человеку или группе лиц, пытающихся получить статус беженца. Кроме того, надо учитывать и внутреннее законодательство. Причины криминального, экономического характера не являются основанием для получения статуса беженца. Некоторые страны имеют и свои законодательные акты о беженцах, но они только логично дополняют международные документы, являющиеся обязательными к применению всеми подписавшими государствами. Однако следует отметить, что в ряде демократических стран мира история жизни многих из нас может служить достаточным основанием для предоставления статуса беженца с дальнейшим получением гражданства.
Люди, привыкшие жить в достаточно суровой, по отношению к правам человека, действительности (с точки зрения норм гражданского общества) об этом даже не догадываемся или мало задумываемся.
Наиболее важными моментами являются: лояльность по отношению к беженцам (властей и населения) и уровень социального обеспечения в стране. Великобритания на сегоднешний день является одной из стран, реально предоставляющий убежище гражданам других стран. Достаточно того факта, что в 2006 году в Великобритании просили убежища даже граждане США.
Знание языка при работе по данной программе абсолютно не обязательно. Беженец, который находится в цейтноте времени, спасает свою жизнь в экстремальных для себя условиях, не имеет этого времени для изучения английского, датского, норвежского или португальского языка. Общение с иммиграционными властями всегда происходит через государственного переводчика.
Кроме денежного пособия, заявитель на убежище и беженец получают целый блок социальных благ. Приведем их характерный перечень для большинства стран, подписавших Конвенцию 1951 года:
- бесплатное медицинское обслуживание (за исключением дорогих стоматологических и косметических операций)
- возможность бесплатного изучения английского языка
- возможность посещения бесплатных курсов повышения квалификации или профориентации (получение новой профессии)
- возможность бесплатного или дотационного обучения школьников и студентов
- широкий спектр различных целевых выплат: на одежду к смене сезона, на мебель, на детские вещи и принадлежности, на бытовую технику и др.
В ряде стран предоставляется муниципальное жилье, а также имеются дополнительные программы и льготы, например для семей с детьми и др.
По прибытии в страну лицо обращается к властям с заявлением о предоставлении ему убежища. Ключевым моментом в процессе рассмотрения дела заявителя в Великобритании является основное интервью, проводимое офицером иммиграционной службы этой страны. Это интервью напоминает вступительный экзамен в ВУЗ (можно знать материал хорошо, но не справиться с психологическими нагрузками). Суть интервью состоит в озвучивании истории преследования и ответов на вопросы по ней. В случае успешного прохождения интервью заявитель получает разрешение на проживание в стране на срок в 5 лет. Потом - статус постоянного жителя страны, а спустя еще 1 год – гражданство Великобритании. Естественно, что, уже имея статус постоянного жителя страны, беженец получает все права среднестатистического гражданина, за исключением двух – избираться и быть избранным в органы власти (естественно, после получения гражданства беженец также получает эти права).
Сроки рассмотрения заявления зависят от государства и от конкретного случая, и может занять от двух месяцев до 5 лет. Все это время человек находится в стране и пользуется всем комплексом социальных благ, о котором говорилось выше.
В комитетах по беженцам разных стран сидят люди, хорошо знающие ситуацию в Украине, России и других стран СНГ. Это означает, что неаргументированные сказки и “липовые” документы не пройдут, а единственный шанс пристать к “гавани последней надежды” будет безвозвратно потерян. Как Вы видите, принципиальных изменений в системе приема беженцев не произошло.
Надо помнить, что с каждым годом иммиграционное законодательство Великобритании ужесточается. На сегодняшний день в странах Евросоюза не так много иммиграционных программ, по которым можно реально выехать и легально находиться. В прошлом ситуация была такова, что обеспечение предоставлялось практически всем вплоть до вынесения решения по делу заявителя об убежище. Это напрямую касается граждан Украины, России, Белорусси и других республик бывшего СССР, которые «купившись» на призывы о социальных благах для беженцев в Великобритании, платят деньги только за «гарантированный въезд» с чем-то дальнейшим неизвестно чем: мол, главное въехать и "начать процесс"… И при этом речь совершенно не идет о консультации по законодательству, шансах на успех или юридическом сопровождении процесса.
Убежище (и на его основании ПМЖ) получают только те, кто его реально заслуживает. Если Вы намереваетесь прибыть в Великобританию и попросить убежища без грамотной и качественной подготовки британскими юристами, специализирующихся на исках об убежище, Ваши шансы на успех будут ничтожны.
Возможно ли помочь тому, кто получил отказ и вернулся в Украину, Россию, Белоруссию и т.п.?
Если человек получил отказ и документы с просьбой покинуть государство помочь ему иимигрировать в дальнейшем очень сложно. Но чтобы ответить утвердительно, во-первых, снова возвращаемся к тому, а был ли у заявителя изначально шанс на успех? Во-вторых, какие новые обстоятельства или доказательства можно представить, чтобы его дело было пересмотрено с начала? А в какую страну подать это новое заявление уже не имеет практического значения: с введением в действие системы "ЕВРОДАК" (по отбору отпечатков пальцев у всех заявителей на убежище) в любой стране станет известно о "первой попытке" и дело будет переслано. Выбор страны для такого заявителя зависит от адвоката, который определит, что именно в этой стране есть шансы на удачный пересмотр дела.
С чего следует начинать тому, кто задумался о получении статуса беженца за рубежом?Во-первых, с выяснения причин, по которые являются основанием для предоставления статуса беженца. Согласно Конвенции 1951 года и нормативных актов о процедуре получения этого статуса (принятых в каждой стране, подписавших конвенцию), причины криминального, экономического характера не являются основанием для получения статуса беженца.
Во-вторых, с ознакомления с любой информацией по этому вопросу: на консультациях с адвокатом, из газет, из специализированной литературы.
В третьих, обязательно проконсультироваться с юристом или адвокатом, чтобы оценить свои шансы.
Необходимо всегда помнить, что получение статуса беженца – скрупулезный юридический процесс, требующий правовой, информационной и психологической подготовки. Легализация в стране путем получения этого статуса – наука, состоящая из множества нюансов, незнание или непонимание которых может свести весь процесс к нулю, то есть к выдворению или депортации. Поэтому обязательно спросите каждого своего консультанта: какие услуги он может оказать вам с целью вашего выезда за рубеж?
В заключение хотелось бы отметить следующее. Легализация в стране путем получения статуса беженца – наука, состоящая из множества нюансов, незнание или непонимание которых может свести весь процесс к нулю, то есть к депортации. В зарубежных странах юридическим сопровождением дел беженцев занимаются известные правовые специалисты. В Украине, России и странах СНГ эта ниша практически не занята ввиду плохого знания общих международных правовых норм и отдельного иммиграционного законодательства западных стран, наиболее лояльных к заявителям на убежище. Немалую роль играет и отсутствие достоверной информации, и превратные представления о сути правильного юридического сопровождения и лоббировании интересов заявителя на убежище. Поэтому и появляются "частные" консультанты с "личным опытом беженца" сразу в нескольких странах (резонный вопрос к ним – неужели столь богатый личный опыт не помог получить статус беженца ни в одной стране?).
Можно по-разному относиться к информации о процессе получения статуса беженца, но совершенно очевидно одно: каждый человек имеет неотъемлемые права на получение информации о своих правах и на широкое пользование этими правами и свободами.